Бронхиальная астма

Среди множества проявлений аллергических заболеваний особое место занимает бронхиальная астма. Это обусловлено тем, что при бронхиальной астме буквально за считанные минуты происходит сужение дыхательных путей, и существенно затрудняется поступление воздуха в легкие, а при отсутствии адекватной медицинской помощи это состояние может стать угрозой для жизни. К сожалению, бронхиальная астма очень трудно поддается терапии, в большинстве случаев пациентам всю жизнь необходимо применять симптоматическое лечение, направленное на улучшение проходимости дыхательных путей.

Причины возникновения бронхиальной астмы

На сегодняшний день общепринята аллергическая теория развития бронхиальной астмы. Согласно этой теории у людей, подверженных бронхиальной астме, существует гиперчувствительность бронхов к аллергенам – факторам внутренней и внешней среды.

• К эндогенным (внутренним) факторам, которые могут спровоцировать острый приступ одышки, относят физическую и эмоциональную нагрузку, нервно-психическое напряжение или стресс.
  • Факторы внешней среды могут быть физическими (холод, тепло, резкая смена температуры), химическими (пищевые добавки, бытовая химия, косметика, пыль, лекарственные средства, производственные и выхлопные газы), биологическими (вирусы и бактерии, клещи, шерсть животных, органическая пыль).

Бактерии и вирусы могут стать источником и инфекционной бронхиальной астмы. Несмотря на все тот же аллергический механизм в патогенезе заболевания, в данном случае астме предшествуют симптомы воспаления (бронхит, трахеит).

Существенную роль в возникновении бронхиальной астмы играет и наследственность, которая повышает предрасположенность человека к данному заболеванию.

Симптомы бронхиальной астмы

Основное проявление бронхиальной астмы – ощущение нехватки воздуха с невозможностью сделать полноценный глубокий вдох. Ввиду того, что человек все время остается в ясном сознании, приступ астмы сопровождается страхом, чувством безысходности и даже паники. Однако это уже более характерно для запущенного приступа, развитию астматического статуса.

Начинается же приступ астмы с появления тяжести в груди и легкого покашливания, которое постепенно переходит в сухой кашель. Вместе с этим, из-за уменьшения просвета дыхательных путей, появляется шумное, частое и поверхностное дыхание, хрипы, свист, вдох и выдох становится тяжелым, требующим особых усилий, усиливается сердцебиение. Схватившись руками за фиксированный предмет, пациент занимает вынужденное положение для облегчения дыхания.

Если на этом этапе не купировать приступ, он может перейти в астматический статус с неблагоприятным завершением.

По выраженности симптомов, эффективности бронхорасширяющих средств и ухудшению качества жизни, выделяют 4 ступени тяжести астмы.

Диагностика бронхиальной астмы

Учитывая наличие яркой клинической картины, постановка диагноза бронхиальной астмы не представляет собой особых трудностей.

Более сложным оказывается поиск и диагностика причины бронхиальной астмы. Так как в основе данного заболевания лежит аллергия, необходимо выяснить, что является провоцирующим фактором. Для этого ставят различные аллергические пробы, такие как кожное аллергическое тестирование, провокационные пробы и другие.

При диагностике бронхиальной астмы часто проводится комплексное иммунологическое исследование. Благодаря данному анализу удается определить патологическое звено в иммунной системе, указывающее на ту или иную причину астмы.

Лечение бронхиальной астмы

Особенности течения бронхиальной астмы таковы, что первую линию терапии занимает симптоматическое лечение – назначение бронхорасширяющих средств, быстро облегчающих дыхание (бетта2-адреномиметиков короткого действия, м-холиноблокаторов, препараты теофиллина и комбинированные средства).

Вторая линия – базисная терапия, которая принимается независимо от наличия приступов и предназначена для профилактики возникновения обострений. Сюда относятся ингаляционные глюкокортикостероиды, бетта2-адреномиметики длительного действия, блокаторы лейкотриеновых рецепторов, стабилизаторы мембран тучных клеток.

Профилактика бронхиальной астмы

Чтобы сохранить здоровье для Вас, специалисты Family Clinic рекомендуют избегать контакта с аллергенами, своевременно лечить аллергические и инфекционные заболевания дыхательных путей, а при появлении первых признаков бронхиальной астмы – обратиться к специалисту за консультацией.