Пищевая аллергия

Все пищевые продукты, независимо от их вида и происхождения, состоят из основных питательных веществ – белков, жиров, углеводов, макро- и микроэлементов, витаминов и аминокислот. Однако все эти вещества являются не только полезными для человека, но еще и чужеродными для его иммунитета. После каждого приема пищи в здоровом организме возникает своеобразная аллергическая реакция, в процессе которой иммунная система оценивает поступившие питательные вещества на предмет отсутствия среди них необычных, опасных молекул. В норме активность такой аллергической реакции настолько мала, что человек ее просто не замечает.

При наличии патологии в иммунной системе или в силу других факторов аллергический ответ на прием определенного вида продуктов может существенно усилиться, что приводит не только к местному кишечному расстройству, но и выраженным системным проявлениям. Именно в этих случаях говорят о развитии истинной пищевой аллергии.

Причины пищевой аллергии

Пищевая аллергия может появиться на любой вид еды, но чаще всего к этой патологии приводит употребление молока и молочных продуктов, яиц (яичного белка), рыбы и морепродуктов, растительных белков (арахис, пшеница, рожь, бобовые, соя и др.). Иногда пищевую аллергию могут спровоцировать различные пищевые добавки.

Очевидно, далеко не у всех людей и не так часто развивается пищевая аллергия. Это говорит о разной чувствительности, сопротивляемости и предрасположенности иммунной системы к внешним воздействиям.

Среди факторов, повышающих риск развития пищевой аллергии, следует отметить

• Отягощенную аллергическую наследственность;
  • Различные иммунопатологии;
  • Ранний контакт ребенка с аллергеном, в то время как иммунная система еще полностью не сформировалась;
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, патология кишечного барьера).

Симптомы пищевой аллергии

После попадания аллергена в пищеварительный тракт, в зависимости от реактивности организма, скорость и выраженность появления симптомов может быть разной. В случае благоприятного течения сначала развиваются локальные признаки аллергии (отечность, зуд, покраснение слизистой оболочки полости рта, глотки, далее возникает тошнота, рвота, боли в эпигастрии, которые постепенно перемещаются к пупку и становятся приступообразными, появляется диарея). Через некоторое время прогрессируют системные признаки пищевой аллергии в виде крапивницы, отека Квинке, аллергического ринита и дерматита.

При тяжелом течении пищевой аллергии уже в первые минуты после попадания аллергена в желудочно-кишечный тракт развиваются выраженные местные и системные проявления. Наибольшую опасность таит в себе отек глотки с переходом на гортань и развитие аллергической бронхиальной астмы, что приводит к ухудшению дыхания. Крайне тяжелым проявлением пищевой аллергии может стать анафилактический шок.

Следует отметить, что по своим клиническим проявлениям пищевая аллергия (особенно легкая ее форма) несколько похожа на непереносимость пищи или пищевое отравление. Однако патогенетически это абсолютно разные заболевания: главное отличие непереносимости и отравления заключается в полном отсутствии аллергического компонента в развитии патологии.

Диагностика пищевой аллергии

Ввиду схожести симптомов пищевой аллергии и непереносимости пищи, постановка правильного диагноза крайне важна, так как от этого зависит выбор терапевтической тактики.

По клинической картине заподозрить пищевую аллергию можно после присоединения крапивницы, аллергического дерматита, ринита или других проявлений.

О наличии аллергического начала заболевания можно сказать после получения результатов комплексного иммунологического исследования. Однако в любом случае, чтобы предупредить появление пищевой аллергии в будущем, необходимо определить причинно-значимый аллерген. Кожное аллергологическое тестирование позволяет выявить пищевой продукт, представляющий собой наибольшую опасность для пациента.

Лечение пищевой аллергии

Мы держим в фокусе здоровье наших пациентов и осуществляем комплексное лечение пищевой аллергии в Family Clinic.

Это лечение включает удаление аллергена из желудочно-кишечного тракта путем промывания желудка и очищения кишечника, далее назначаются антигистаминные и противовоспалительные препараты, дезинтоксикационная терапия. Выраженная клиническая симптоматика (особенно при наличии системных проявлений) является показанием к приему глюкокортикостероидов.

В будущем пациент должен исключить из своего пищевого рациона те продукты, которые способствуют появлению пищевой аллергии.