Аллергический конъюктивит

Аллергический конъюнктивит – аллергическое воспаление конъюнктивы – слизистой оболочки, выстилающей переднюю поверхность склеры и веки изнутри. В норме конъюнктива абсолютно прозрачна, а ее кровеносные сосуды расположены по углам глаза, поэтому их практически не видно. Тем не менее, слизистая оболочка очень хорошо кровоснабжается.

При появлении воспалительной реакции кровеносные сосуды здесь заметно расширяются, в результате чего конъюнктива приобретает красный оттенок. Это состояние называется также "болезнью красных глаз".

Причины аллергического конъюнктивита

Из самого названия болезни очевидно, что причиной аллергического конъюнктивита является попадание в конъюнктивальный мешок различных аллергенов (пыльцы растений, домашней пыли, органических молекул, лекарственных средств, бытовой химии, косметики, микроорганизмов).

Аллергический конъюнктивит может появиться и при наличии аллергического воспаления в других локализациях, например при сочетании с аллергическим ринитом, дерматитом, бронхиальной астмой. В таком случае непосредственной причиной конъюнктивита является не сам аллерген, а гиперреактивность организма, повышенная восприимчивость к аллергиям, патология иммунной системы.

Нередко аллергический конъюнктивит возникает на фоне действия физических факторов (холод, ионизирующее излучение, действие солнечного ультрафиолета).

Симптомы аллергического конъюнктивита

Для конъюнктивита характерно покраснение слизистой оболочки глаз, инъекция ее кровеносными сосудами, появление зуда или жжения непосредственно в глазу или около него в ближайших окружающих тканях, существенно усиливается слезотечение. Со временем развивается отек век, из-за чего уменьшается глазная щель. Одним из характерных признаков является выраженная светобоязнь, которая еще больше вынуждает пациента прикрывать глаза или носить темные очки даже при отсутствии яркого солнца.

Очень часто аллергический конъюнктивит сопровождается симптомами ринита, а если это наблюдается с периодичностью раз в год в одно и то же время, то есть все основания называть такое состояние поллинозом.

В норме между конъюнктивальным мешком и полностью носа есть сообщение через специальный канал, поэтому при повышенной слезоточивости жидкость может оттекать в нос, создавая ложное впечатление ринита. Для того, чтобы исключить воспаление слизистой оболочки носа, необходимо вспомнить его симптомы (зуд в носу, чихание, более вязкие прозрачные выделения).

При тяжелом течении аллергического конъюнктивита может снизиться острота зрения, появиться язвочки на конъюнктиве, боль в глазном яблоке и головная боль.

Диагностика аллергического конъюнктивита

Яркая клиническая картина аллергического конъюнктивита позволяет поставить диагноз без особых трудностей. Однако для определения причинно-значимого аллергена рекомендуется выполнить кожное аллергологическое тестирование. Подтвердить аллергическую природу конъюнктивита можно с помощью комплексного иммунологического исследования.

Важное значение имеет дифференциальная диагностика аллергического конъюнктивита с инфекционным, так как при этом существенно отличается тактика лечения.

Методы лечение аллергического конъюнктивита

Лечение аллергического конъюнктивита, так же, как и любых других аллергических заболеваний, начинается с устранения контакта с аллергеном. Затем назначается лекарственная терапия в виде противоаллергических средств. Лечение должно проводиться под обязательным наблюдением офтальмолога или аллерголога, продолжается терапия в общей сложности до двух недель. При этом антигистаминные препараты могут применяться как внутрь, так и в виде глазных капель. Если есть большой риск инфекционных осложнений, особенно при возникновении язвенных дефектов конъюнктивы, целесообразно назначение антибактериальных средств.

Профилактика аллергического конъюнктивита

Снижение остроты зрения – крайне нежелательное последствие перенесенного аллергического конъюнктивита. Чтобы предупредить появление таких осложнений, нужно своевременно начинать лечение.

Family Clinic оказывает специализированную офтальмологическую медицинскую помощь, а также предлагает консультации врача-аллерголога, с помощью которого может быть вовремя и правильно поставлен диагноз. Также в арсенале нашей клиники есть все необходимые методы лабораторной диагностики аллергических заболеваний, в том числе проведение кожного аллергологического тестирования и комплексное иммунологическое исследование.

Мы держим в фокусе здоровье пациентов, наблюдаем за эффективностью терапии, при наличии показаний – проводим ее коррекцию.