Атопический дерматит

Атопический дерматит – аллергическое воспалительное заболевание кожи с хроническим рецидивирующим течением. Обострения этой патологии, как правило, бывают в зимний период, а угасание симптомов или ремиссия – летом. Очень часто атопический дерматит сопровождается такими аллергическими заболеваниями, как поллиноз, аллергический ринит и бронхиальная астма.

Причины атопического дерматита

Непосредственной причиной развития атопического дерматита является контакт человека с аллергеном, внедрение которого может произойти воздушно-капельным путем (при вдыхании летучих частиц), через пищеварительную систему (с продуктами питания) и через кожу (при тесном соприкосновении).

С другой стороны, причиной атопического дерматита можно назвать генетическую предрасположенность человека к аллергиям, которая проявляется гиперреактивностью кожи на фоне нарушения ее биохимических и функциональных механизмов.

Риск развития атопического дерматита увеличивается от психоэмоциональных нагрузок, стрессов, в случае проживания в неблагоприятной экологической обстановке.

Частый контакт с аллергеном и наличие факторов риска у беременной повышает вероятность возникновения атопического дерматита её будущего ребенка.

Симптомы атопического дерматита

Первые симптомы атопического дерматита чаще всего проявляются еще в детском возрасте, от двух до семи лет. В самом начале заболевания возникает экссудативная сыпь на коже, покраснение, сухость и зуд, а как следствие – расчесы и шелушение. Эти изменения располагаются обычно на лице (щеках), шее, в области ушей, кожных складок (подмышки, паховая область), на коленях и локтях, тыле кисти.

В последующем атопический дерматит приобретает хроническое течение с периодическими обострениями и регрессом симптомов. С возрастом клиническая картина становится все менее яркой и классической, но риск возврата болезни сохраняется на всю жизнь.

Атопический дерматит существенно нарушает барьерную (защитную) функцию кожи, поэтому возможно присоединение инфекционной кожной патологии (герпес, бактериальные и грибковые инфекции).

Диагностика атопического дерматита

Несмотря на то, что клиническая картина атопического дерматита имеет свои характерные проявления, она во многом очень сходна с неспецифическим дерматитом и другими воспалительными заболеваниями кожи. Учитывая различные подходы к лечению этих заболеваний, вопрос дифференциальной диагностики становится весьма актуальным.

Диагноз атопического дерматита ставится на основании наличия определенных критериев, которые принято разделять на большие (обязательные) и малые (дополнительные).

Большие критерии

• Зуд;
  • Классическая локализация;
  • "Аллергическая" наследственность или анамнез;
  • Хроническое рецидивирующее течение.

Об атопическом дерматите может идти речь, если есть хотя бы три больших критерия. Однако окончательный диагноз ставится при наличии еще не менее трех малых критериев (появление первых симптомов не позднее двухлетнего возраста, наличие складок на передней поверхности шеи, складчатость ладоней и подошв, фолликулярный гиперкератоз, наличие инфекционного или неспецифического дерматита, усиление зуда при потоотделении, повышенный уровень IgE, белый дермографизм и другие).

Доказать аллергическую природу дерматита позволяет также комплексное иммунологическое исследование и постановка кожного аллергологического тестирования.

Лечение атопического дерматита

Лечение атопического дерматита начинают с поиска и устранения причинно-значимого аллергена. Затем назначаются антигистаминные и другие противоаллергические препараты. При наличии выраженного воспаления – противовоспалительные средства, инфекционных осложнений – антибиотики. Тяжелое течение атопического дерматита требует приема глюкокортикостероидов. Мы держим в фокусе здоровье наших пациентов и назначаем дополнительно симптоматическую, общеукрепляющую и иммуномодулирующую терапию.

Профилактика атопического дерматита

Так как атопический дерматит возникает с самого раннего детства, то вопросами профилактики необходимо заниматься еще до рождения ребенка, особенно при наличии аллергических заболеваний у родителей. Для этого специалисты Family Clinic рекомендуют беременным снизить употребление аллергенной пищи, чаще находиться на свежем воздухе, избегать стрессов, исключить контакт с табачным дымом и другими вредными веществами, что позволит сохранить здоровье для Вас и вашего ребенка. Аналогичные мероприятия проводятся и после рождения.

Если же избежать аллергии не удалось, то необходимо в кратчайшие сроки начать ее лечение для профилактики ее прогрессирования и возникновения осложнений.