Аретмия сердца

Заболевание, для которого характерно ограниченное выпячивание стенки сердца в месте наибольшего истончения. Чаще всего такое патологическое состояние возникает как осложнение инфаркта миокарда.

Чаще всего развивается аневризма на верхушке левого желудочка или в области межелудочковой перегородки с выпячиванием в сторону правого желудочка, что можно связать с частотой возникновения инфарктов миокарда в этой области и высоким давлением крови в полости левого желудочка. В результате кровь в систолу частично попадает в полость аневризмы, что снижает фракцию сердечного выброса и минутный объем сердца. В итоге постепенно развивается недостаточность кровообращения.

Кроме того в полости аневризмы нередко образуются пристеночные тромбы, способные отрываться и мигрировать, вызывая тромбоэмболические осложнения. Аневризма сердца развивается у 10-15% людей, перенесших инфаркт миокарда.

Выделяют аневризмы

• Истинные – при действительном выпячивании стенки сердца в результате ее истончения.
  • Ложные – при наличии перикардиальных спаек.
  • Функциональные – при появлении участка миокарда, который еще является жизнеспособным, однако уже утратил способность к сокращению.

В зависимости от времени, проходящего между инфарктом миокарда и образованием аневризмы, выделяют несколько ее разновидностей

• Острая аневризма сердца – появляется спустя 2 недели после инфаркта. Чаще всего этой патологии сопутствует обширный очаг постинфарктного некроза, повышенное артериальное давление, а также нарушение охранительного режима пациентом. Такая форма заболевания часто сопровождается быстрым прогрессированием сердечной недостаточности, нарушениями сердечного ритма. Кроме того при значительном истончении стенки сердца в остром периоде создаются предпосылки к ее разрыву с тампонадой полости перикарда излившейся кровью.
  • Подострая аневризма сердца – для таких аневризм сроки образования составляют от 3 до 6 недель. Предрасполагающим фактором для развития такого патологического состояния становится нарушения образования рубца на месте инфаркта миокарда. Неокрепшие участки рубца растягиваются под влиянием внутрижелудочкового давления.
  • Хроническая аневризма сердца – образуется, когда некротизированныекардиомиоциты замещаются рубцовой тканью. Стенка аневризмы утолщается и становится более плотной.

Причины возникновения аневризмы сердца

Наиболее частой причиной развития аневризм сердца является трансмуральный инфаркт миокарда, оставляющий после себя обширный участок некроза. Иногда аневризмы могут образовываться после повреждения стенки сердца в результате ранений и травм (посттравматическая аневризма).

Клинические проявления аневризмы сердца следующие

• Одышка
  • Боли в области сердца, за грудиной
  • Чувство нехватки воздуха, удушье
  • Симптомы облегчаются в положении сидя
  • Нарушения сердечного ритма, перебои в работе сердца, сердцебиение
  • Симптомы усиливаются при повышенной физической нагрузке
  • При боковом осмотре грудной клетки можно увидеть пульсирующий участок
  • Психомоторное возбуждение
  • Бледность и цианотичность кожных покровов
  • Повышенная потливость
  • Кашель
  • Появление мокроты розоватого цвета пенистого характера
  • Клокочущее дыхание
  • Набухание шейных вен
  • Головокружение, общая слабость
  • Отеки нижних конечностей

Лечение расслаивающей аневризмы

Медикаментозное лечение направленно на снижение артериального давления и уменьшение сократимости сердца. Артериальное давление должно быть не выше 100/60 (90/60) мм рт. ст., чем ниже, тем лучше (тем меньше напряжение стенки аорты).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА КАРДИОЛОГА 4 000 ТЕНГЕ