Аденома предстательной железы

Простата, или предстательная железа, является одной из важнейших мужских половых желез, вторым сердцем мужчины, активно участвующей в сексуальной и детородной функциях. После сорока лет с ней начинают происходить довольно неприятные метаморфозы: ткань ее постепенно уплотняется, а сама железа увеличивается в размере. Именно это увеличение простаты и носит название аденомы, гипертрофии простаты или доброкачественной гиперплазии предстательной железы (ДГПЖ). Такое заболевание присутствует приблизительно у 20 процентов мужчин в возрасте 40 лет, у 70 процентов в возрасте 60 и у 90 процентов в возрасте 80 лет.

Рост аденомы предстательной железы может быть направлен преимущественно в сторону прямой кишки (подпузырная форма), реже в просвет мочевого пузыря (внутрипузырная форма); иногда она располагается непосредственно под мочепузырным треугольником (ретротригональная форма). Рост аденоматозных узлов обусловливает удлинение и сдавление простатической части мочеиспускательного канала и изменение его кривизны. Шейка мочевого пузыря приподнимается аденомой. При ретротригональной форме может сдавливаться интрамуральный отдел мочеточников с развитием уретеропиелоэктазии. В результате затрудненного оттока мочи из мочевого пузыря постепенно развивается компенсаторная гипертрофия его мышечной стенки (детрузора), которая затем сменяется декомпенсацией и атонией, что часто приводит к хронической почечной недостаточности.

Считается, что заболевание начинается тогда, когда мочеиспускание перестает доставлять удовольствие. В идеале мужчины должны обращаться ко врачу именно в этот момент. Через некоторое время мочеиспускание становится менее свободным, менее интенсивным. Струя мочи становится более слабой, количество мочи, выделяемое за один раз, уменьшается. Невозможность полностью опорожнить мочевой пузырь ведет к постоянному подтеканию, недержанию мочи. Еще одно проявление аденомы на этой стадии - появление таких сильных позывов к мочеиспусканию, что человек не может терпеть даже незначительное время.

Острая задержка мочеиспускания может развиться даже на самой ранней стадии заболевания. Ее могут спровоцировать такие факторы, как длительное неопорожнение мочевого пузыря, переохлаждение или прием алкоголя.

При повышении давления в мочевом пузыре повреждаются его вены, что вызывает появление крови в моче - гематурию.

Вместе с дальнейшим развитием болезни и застоем мочи появляются камни в мочевом пузыре. Самым же грозным осложнением аденомы будет рак простаты.

Лечение аденомы простаты

Начальные стадии аденомы простаты излечиваются при помощи лекарств или щадящих методов. Однако большинство больных обращается к врачу только тогда, когда начинает замечать застой мочи (мочевой пузырь полностью не опорожняется, подтекает моча, или появляется постоянный запах). В таких случаях практически всегда проводится хирургическая операция по удалению опухоли.

Действия уролога, когда к нему приходит больной аденомой простаты Первым делом прощупывается предстательная железа через прямую кишку. Помимо этого обязательно должны быть проведены общие анализы мочи и крови, урофлоуметрия, рентген таза, УЗИ, в некоторых случаях - цистоскопия. При задержке мочеиспускания ставится катетер для обеспечения оттока мочи.

Как лечится аденома предстательной железы

Лечение аденомы предстательной железы может быть оперативным или медикаментозным. Медикаментозное лечение аденомы эффективно лишь на первых стадиях заболевания, когда больной может свободно мочиться. В настоящее время существуют препараты, которые позволяют не только облегчить течение аденомы, но и уменьшить объем увеличенной железы. Однако эти препараты должны применяться строго по назначению врача после прохождения полного обследования.

Хирургическое лечение аденомы проводится при неэффективном консервативном лечении и наличие осложнений.

Прогноз для жизни при адекватном лечении и неосложненном течении благоприятный. Профилактические мероприятия направлены на нормализацию кровообращения в малом тазу, предупреждение простатита.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА УРОЛОГА-АНДРОЛОГА 4 000 ТЕНГЕ